Люди, чьи родители жили вместе, но разошлись, имеют в голове модель супружеских отношений. Это более благоприятный случай, но и он несет в себе риски. Потому что это типично для отношений, которые привели к разводу.
Люди, чьи родители жили вместе, но разошлись, имеют в голове модель супружеских отношений. Это более благоприятный случай, но и он несет в себе риски. Потому что это типично для отношений, которые привели к разводу.
Если эта модель «активируется» в жизни взрослых детей с разведенными родителями, то отношения, скорее всего, будут развиваться по известному сценарию и придут к известному финалу. Вот почему.
Еще одна трудность — более высокий риск депрессивных расстройств у тех, кто потерял родителей в детстве, либо из-за смерти, либо из-за развода. Кроме того, последствия более серьезны в случае потерь, которые не оплакиваются. В случае потери одного из членов семьи семья обычно скорбит, но у ребенка есть возможность проделать и завершить «траурную работу» вместе со всей семьей.
В состоянии развода ребенок, как правило, не получает достаточной поддержки в переживании этого чувства и может вообще не иметь возможности скорбеть. Своими действиями семья может показать, что удаление человека идет на пользу семье. Разведенные сильно озарены друг другом и склонны недооценивать своего супруга и тот курс, который они прошли вместе.
В то же время даже в случае серьезных родительских проблем уход из семьи (например, наркомания) изначально является для ребенка важным объектом привязанности и очень значимым человеком. Под влиянием семьи ребенок усваивает, что ушедший отец (реже — мать) обязательно виноват. Кроме того, часто говорят: «Твой отец бросил тебя».
В этом случае ребенок воображает, что вместо матери его бросил отец и что отец мог бы уйти, если бы ребенок не вел себя так плохо. Люди, пережившие потерю родителей в детстве, подвержены повышенному риску развития депрессивных и биполярных (депрессия при мужском заболевании) расстройств. Депрессия вызвана переживанием утраты и ощущением, что «мне плохо», а мания — отрицанием горя, которое скрывается под маской радости.
Когда происходит развод, наиболее благоприятной для ребенка является ситуация, когда разводящиеся родители по-прежнему уважают друг друга и, по возможности, общаются с ребенком. Ребенок по-прежнему чувствует, что он — ребенок обоих родителей, обеих пар бабушек и дедушек. Очень желательно, чтобы родители могли объяснить ребенку и избежать явных обвинений, тот факт, что они были вместе (и что они любили друг друга, а потом разошлись.
В этом случае ребенок пережил (не преуменьшая) эмоциональную травму, связанную с разводом, но в целом он может чувствовать себя любимым и эмоционально лучше.
Также важно (на понятном ему уровне), что мать не знала того, что знал отец, по уже упомянутым причинам (необходимость идентифицировать и сформулировать отношения с противоположным полом). А как насчет того, что мужчина (его отец) и его родители никогда не женились?
Все вышеперечисленное относится в первую очередь к психологическим проблемам, связанным с разводом. Однако здесь есть важный элемент. Психологические проблемы, с которыми столкнулись сами супруги, привели к дисфункциональности и в конечном итоге к распаду брака.
Брак перестал существовать, но бывший супруг остался прежним человеком с характерными эмоциональными реакциями и поведением. Поэтому существует риск повторения тех же отношений во втором браке. Так, например, не случайно во многих семьях неоднократно появляется «новый отец», и никто не задерживается надолго.
Женщины не теряют надежды на то, что со временем их отношения станут лучше. Однако что-то важное в поведении и выборе партнеров повторяется каждый раз, и отношения снова становятся нестабильными. Мы знаем, что несовершенные семьи могут процветать, но это часто бывает непросто.
Несовершенная семья как явление активно изучается психологами и социологами. В обществе модель таких семейных структур продолжает привлекать огромное количество мифов. Давайте рассмотрим самые известные из них и разберемся, где же кроется правда.
Еще с тех времен, когда слово «отцовство» вызывало у детей чувство вины и стыда, принято считать, что неполные семьи неблагополучны. Но что такое «дисфункциональная семья»? Согласно словарю, это такие семьи, которые в силу различных обстоятельств частично или полностью утратили возможность воспитывать качественных детей.
Стереотип неблагополучной, неполной семьи сложился давно и стал частью менталитета. С древних времен мужчина считался главой семьи, ее защитником и кормильцем, а мать — хранительницей очага. Когда кто-то (биобоец или опекун) покидает семью, второй родитель сочувствует, но в итоге взваливает на его плечи дополнительную ношу.
Вопрос только в том, что происходит, если один родитель успешно выполняет все необходимые функции по воспитанию и уходу за ребенком.
На практике неполная семья не означает, что она дисфункциональна. В неполной семье дети могут расти счастливо, гармонично и полноценно, если удовлетворяются их базовые потребности, учитывается их потенциал и они воспитываются с пониманием, поддержкой и человечностью. Можно также предположить, что полная семья с двумя родителями, скорее всего, будет дисфункциональной, то есть неблагоприятной для ребенка.
Неполные семьи часто рассматриваются как распавшиеся. Многие считают, что ребенок, воспитанный одним из родителей, перенимает модели поведения и ошибки родительской семьи. В будущем это приведет к разногласиям и разводам в его семье.
Это происходит потому, что у него перед глазами «плохой» пример.
На самом деле, как показывают исследования, дети, растущие в неполных семьях, обладают высоким уровнем ответственности. Этот будущий статус позволяет им строить крепкие семьи и эффективно решать уязвимые проблемы семейных отношений. Более того, исследования показали, что дети, выросшие в неполных семьях (43 %), так же удовлетворены жизнью, как и дети, состоящие в браке с детьми из полных семей.
Этот миф связан с идеей о том, что один родитель берет на себя все роли одновременно. Он должен работать, готовить, убирать и выполнять другие задачи. Считается, что в такой ситуации ребенок не получает необходимого ему внимания.
На самом деле, наоборот, неполные семьи — отличные воспитатели. Они более мобильны, деловы, обладают гибким мышлением и могут быстро адаптироваться к различным условиям. Дети из неидеальных семей в этом плане не отстают от своих сверстников из идеальных семей.
У детей с обоими родителями также может наблюдаться дефицит внимания, особенно в неблагополучных семьях.
Более того, согласно исследованию С. Дудиной и В. Сапоровской, подростки в полностью расширенных семьях (где присутствуют бабушки и дедушки) испытывают меньший эмоциональный комфорт, связанный с дефицитом внимания со стороны родителей.
Однако в неполных расширенных семьях наблюдается концентрация положительных эмоций, исходящих от бабушек и матерей.
Считается, что дети, выросшие в неполных семьях, убеждены в том, что у них низкая самооценка. Однако, по мнению Лоанды Каллен, психотерапевта и директора школы для неполных семей, проблемы в области самооценки вовсе не связаны с родительским «набором».
Как все обстоит на самом деле: Лоанда Куллен ссылается на исследования, показывающие, что самооценка детей зависит, в том числе, и от уровня дохода семьи. Этот миф возник именно потому, что нередко в неполных семьях доход снижается по мере ухода других родителей. Однако те же финансовые трудности влияют на самооценку детей в неполных семьях, если эти проблемы носят кислотный характер.
Таким образом, речь не идет о том, чтобы иметь маму и папу одновременно. Следовательно, задача одного или обоих родителей — воспитать ребенка с установкой на то, что деньги зарабатывают не те, кто этого заслуживает в обществе.
В данном случае под термином «неполноценность» подразумеваются связанные с ним мифы. Например, о том, что дети в неполных семьях часто вырастают более взрослыми, агрессивными, неконкурентоспособными, немотивированными или слабыми.
Французский эксперт Анн Аншелин Шютценбергер, основатель Международного союза групповой психотерапии, напротив, дает характеристику детям из неполных семей. Он говорит, что у этих детей есть невероятно жизненно важный, скрытый стержень, который помогает им отстаивать свои потребности.
Психологи утверждают, что этот стержень обусловлен тем, что эти дети смогли найти альтернативу отсутствующим отцам и матерям. Это означает, что многих трудностей и психологических проблем можно избежать, если в окружении ребенка есть взрослый, которому можно доверять и с которым можно установить настоящие доверительные отношения.
Согласно этим представлениям, в несовершенных семьях дети растут без моделей (мальчики — для отцов, а девочки — для матерей), либо дети не имеют представления о том, как выбирать себе будущих партнеров во взрослой жизни. Если ребенок растет в «гомосексуальной «семье» мать — бабушка — сестра — тетя», он видит только одну модель сексуального поведения. В будущем это должно вызвать трудности в самоопределении или повлиять на его ориентацию.
На самом деле, ориентация складывается из множества факторов, не зависящих от семейной раздутости. Более того, статистика опровергает этот миф. Доля мальчиков и девочек с нетрадиционной ориентацией, родившихся в неполных семьях, равна доле мальчиков и девочек, родившихся в полных «традиционных» семьях (около 5 %).
Это еще раз доказывает, что отсутствие матери или отца в семье не влияет на дальнейшее самоопределение и предпочтения ребенка.
Считается, что без образца отцовского поведения мальчик не сможет в будущем установить доверительные отношения с собственными детьми. Однако формирование представлений об «идеальном» отце не зависит от благосостояния семьи.
Действительно, исследование Раисы Овчаровой показывает, что взрослые мальчики могут быть хорошими отцами. А все потому, что восприятие отцовства связано с другими факторами. Это и отношения между матерью и отцом (например, до развода), и общее отношение к матери и женщине, и восприятие семьи как ценности.
Мальчик из неполной семьи может вырасти и стать демократичным отцом, если он узнает о важности отцовских фигур через другие критерии (например, дедушка, дядя, брат, учитель, тренер).
Аргумент в пользу этого мифа неясен, если наличие обоих родителей не гарантирует ребенку счастья, уважения и понимания собственной семьи. Ведь если речь идет о разводе, то семейные проблемы начинаются задолго до того, как родители получают свидетельство о разводе. Значит ли это, что ребенку лучше жить в напряженной обстановке, со ссорами и конфликтами, чем быть спокойным, счастливым и довольным, когда проблемы возникают у родителей?
Как бы не так: полный комплект родителей не является гарантией счастья. Даже в полной семье может не хватать уверенности и страха, особенно если родители неблагополучны или используют разные стили поведения. И это не говоря уже о неблагополучных семьях, где царит нездоровая и разрушительная атмосфера.
Благополучие ребенка, его будущее, его психологический «багаж» — это не состав семьи, а отношение родителей и ребенка, способ рождения, среда, окружение, наличие любви и поддержки.
По статистике 2020 года, почти треть российских детей растут в неполных семьях. Насколько это плохо для детей? Или неполные семьи отличаются от других семей? В этой статье мы попытаемся разобраться в этих вопросах.
Чистая семья — это семья, состоящая из одного родителя и одного или нескольких детей. Чаще всего в качестве главы такой семьи выступает женщина, но все чаще встречаются семьи, в которых один отец воспитывает дочь или сына.
Неполные семьи могут быть по разным причинам.
Неполные семьи часто путают с неблагополучными, считая, что у тех и других одна и та же проблема — отсутствие денег на еду и другие необходимые вещи. Однако это не так. Неполные семьи могут быть благополучными, а «полноценные» ячейки общества могут испытывать финансовые трудности.
Однако у неполной семьи много специфических проблем. Чаще всего ее мать и отец — единственные, кто может иметь ребенка, а ребенок не может иметь.