Всё о служебной тайне и её охране

Выполнение профессиональных обязанностей часто ассоциируется с понятием профессиональной тайны. Что законодатели относят к этой категории и как защищается конфиденциальная информация? Почему служебная тайна и коммерческая тайна — не одно и то же? Знать ответы на эти вопросы полезно не только профессионалам, менеджерам по персоналу и компаниям, но и обществу, чьи интересы защищает законодательство в этой области. Что такое секретная информация?

Служебная тайна как объект права

  • Государственная тайна (в контексте «совершенно секретно» или «сведения особой важности»),
  • Служебная тайна (с грифом «конфиденциально»),
  • служебная информация. Обычно с пометкой «для служебного пользования».

Федеральный закон № 5485-1 от 1993 года, 07/21/93 «О государственной тайне». К информации, содержащей государственную тайну, применяются различные степени секретности. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен национальной безопасности в случае разглашения.

Служебная информация, как правило, не имеет достаточной правовой защиты, несмотря на то, что она используется в работе для выполнения служебных обязанностей представителями

  • Административных органов,
  • Местные органы власти,
  • Государственные предприятия,
  • государственные органы.

В то же время служебная информация является предметом самостоятельного законодательства. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательной и нормативно-правовой сфере, в различных документах и статьях.

Помимо уже упомянутого Федерального закона «О государственной тайне», к конфиденциальной информации служебного характера относится Федеральный закон № 149 от 27 июля 2006 года «Об информации». В частности, о служебной тайне говорится в статье 9 вышеупомянутого Федерального закона.

Порядок работы с документами, содержащими служебную тайну, установлен Указом № 2, 1233 от 11/03/1994, который имеет ограниченное действие и относится исключительно к компетенции федеральных органов исполнительной власти. Федеральный закон о труде отдельных специалистов (государственных служащих) содержит положения о служебной тайне в принципе.

Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1997 года № 188 «Об утверждении перечня секретных сведений» определяет служебную тайну как «служебную информацию, доступ к которой ограничивается органами государственной власти» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством.

Служебная и профессиональная тайна

Важно! Образец закона о результатах работы комиссии при проведении служебного расследования по факту разглашения коммерческой тайны компанией «Консультант Плюс» доступен по ссылке.

Из сказанного ранее ясно, что на сегодняшний день не существует четкого и бесспорного законодательного разделения между различными видами тайн. Помимо служебной, существуют государственная, частная (личная, семейная, голосовая) и коммерческая тайны, относящиеся к тайнам бизнеса.

Однако наиболее важным и в то же время сложным процессом является попытка разделить служебную и профессиональную тайну. Возможно ли это в принципе?

Попробуем разобраться в этом вопросе. Итак, служебная тайна — это бюллетени государственных служащих и работников органов местного самоуправления. Это ее основная функция. Профессиональной тайной могут обладать специалисты, занимающие различные должности, не связанные с государственной службой и службой в органах местного самоуправления. На практике служебная тайна регулируется специальными актами для служащих, а профессиональная тайна — в основном нормами трудового законодательства.

Следует отметить, что оба вида конфиденциальности упоминаются в Трудовом кодексе Российской Федерации (статьи 57, 81 и 243). Состав конфиденциальной информации также различается. Как правило, профессиональная тайна — это информация более узкого круга лиц, чем служебная тайна.

К служебной тайне относятся сведения о деятельности государственных или муниципальных органов в соответствии с внутренними положениями этих органов. В то же время профессиональная тайна может включать в себя узкоспециализированную информацию, не подлежащую разглашению, например, исповедальные, журналистские и иные тайны, относящиеся к определенной профессии.

ПРИМЕЧАНИЯ! Существуют определенные секреты, которые нельзя однозначно классифицировать как профессиональные или служебные. Например, персональные данные физического лица могут быть служебной тайной судьи, который является государственным служащим, и профессиональной тайной кадрового работника коммерческого предприятия.

Какая информация является служебной тайной

Существуют различные классификации служебной тайны. Она может быть классифицирована следующим образом.

  • Служебная тайна, связанная с федеральной властью, государственной службой — ограничения на доступ к этой информации определяются федеральным законом в целях защиты интересов государства.
  • Судебная тайна, в том числе тайна предварительного следствия и тайна работы судей и адвокатов.
  • Конфиденциальная информация, ставшая известной работнику в связи с исполнением им своих обязанностей: личная, профессиональная или деловая информация, не подлежащая разглашению.

Существует и несколько иная классификация, которая уточняет предыдущую и определяет служебные секреты для каждого объекта. Согласно ей, к служебной тайне относятся.

  • Военная тайна,
  • Конфиденциальная тайна,
  • Судебная тайна,
  • Налоговая тайна,
  • Конфиденциальная коммерческая, банковская, профессиональная или личная тайна лиц, замещающих государственные или муниципальные должности.

В связи с недостаточной законодательной проработкой вопроса о разграничении различных видов тайн многие юристы предлагают в дополнение к вышеупомянутым адвокатской тайне и врачебной тайне упоминать служебную тайну.

Рассмотрим некоторые вопросы конфиденциальности более подробно. В повседневной жизни к этому следует обращаться чаще.

Население Брачное состояние Ситуационный регистр — эти сведения вдвойне конфиденциальны: они и личные, и служебные. Граждане имеют право на неприкосновенность частной жизни в соответствии с основным законом страны (статья 23 Конституции). Это жизненное событие, в силу своего служебного статуса, они не имеют права произвольно распространять эту информацию среди третьих лиц. Обычно, в первую очередь, о конфиденциальности усыновления упоминают, когда речь идет об информационных сведениях, рождении, смерти, смене бренда (фамилии), изменении семьи, идентификации, документах, удостоверяющих личность, официальной информации о родственниках (поиск отца). Эта информация предоставляется только по запросу правоохранительных или судебных органов.

По этой же причине охраняется врачебная (медицинская) тайна, которая, как уже говорилось выше, по мнению некоторых экспертов, считается служебной.

Будучи налогоплательщиками, все граждане Российской Федерации так или иначе имеют дело с понятием налоговой тайны. Не вся информация, передаваемая в налоговые органы, является официально конфиденциальной. Например, регистрационные номера налогоплательщиков и информация о нарушениях Налогового кодекса находятся в открытом доступе.

В то же время к официальной налоговой тайне относятся

  • сведения, содержащиеся в налоговых декларациях и заявлениях,
  • сведения о причинах налогообложения, расчетах, доходах и расходах предприятия; — сведения о налогооблагаемых доходах и расходах налогоплательщика; и
  • сведения о бюджетных отчислениях за трехлетний период,
  • иные сведения, имеющие непосредственное отношение к установлению и уплате налога.

В целом служебную тайну можно разделить на две части

  • Сведения о работе самой государственной (муниципальной) структуры,
  • Сведения, ставшие известными служащим в соответствии с законодательством и в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей.

А вот другая точка зрения на классификацию этого вида тайны. Согласно ей, к служебной тайне могут относиться только те сведения о служебной деятельности органа, которые должны быть скрыты от огласки до определенного срока. Эта тайна является гарантией эффективного выполнения обязанностей, возложенных законодателем на государственные и муниципальные структуры. В частности, речь идет о проведении некоторых видов проверок и других деловых мероприятий аналогичного характера. Как правило, этим занимаются Федеральная налоговая служба, прокуратура и т.д.

В связи с этим другие аспекты конфиденциальной информации следует отнести к профессиональной тайне.

Какая информация не относится к служебной тайне

Государственные и муниципальные исследования, если рассматривать их с точки зрения профессиональной тайны, основаны на защите непубличной информации, которая им не принадлежит. При этом они сами являются источниками такой информации. Поэтому в соответствии с федеральным законодательством, если они не относятся к государственной тайне, 5485-1 составляет конфиденциальность, что отражается в определенных нормативных документах.

Очевидно, что не вся информация государственных и муниципальных структур является конфиденциальной.

Вышеперечисленные сведения не могут быть отнесены к служебной тайне.

  1. Законодательные акты, в том числе сведения об основах прав и свобод граждан, организации, структуре и правовом статусе объединения.
  2. Процессы функционирования и работы органа власти и его местонахождение.
  3. Процесс расследования естественных и юридических обращений в орган.
  4. Информация о различных видах чрезвычайных ситуаций, включая стихийные бедствия, информация, необходимая для обеспечения безопасности населения и производственных объектов.
  5. Информация о бюджете государства и его муниципалитетов, а также другая финансовая информация, представляющая интерес для населения.
  6. Открытость архивов и документов, необходимых для реализации прав граждан в соответствии с действующим законодательством.

Защита служебной тайны

Существует очевидная необходимость защиты конфиденциальности услуг. Сформированы различные механизмы защиты служебной тайны от незаконного завладения третьими лицами, ее изменения и уничтожения.

Юридическими инструментами защиты конфиденциальной служебной информации являются соглашения о неразглашении, трудовые договоры с четко прописанными дополнительными условиями и мерами по защите служебных секретов, а также разработка отдельного трудового законодательства для служебных секретов. Кроме того, можно предусмотреть технические средства защиты, в том числе кодирование информации.

Организация процессов защиты служебной информации внутри группы: учет сотрудников, имеющих особый доступ к такой информации, обучение, специализированная документация и особые процедуры использования других информационных объектов, составляющих служебную тайну. Сотрудники, допустившие утечку конфиденциальной служебной информации, могут быть уволены в соответствии со статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 6, пунктом 6(в).

Статья 13.14 Закона Российской Федерации «Об административных правонарушениях» предусматривает штрафы за разглашение информации ограниченного доступа. В частности, штрафы составляют от 4-5 000 рублей, если «утечка» произошла по ошибке сотрудника.

Разглашение служебной тайны может повлечь за собой и уголовную ответственность. Так, статья 155 Уголовного кодекса РФ предусматривает штраф до 80 000 рублей и арест на срок до четырех месяцев за разглашение служебной тайны. При этом несознательные сотрудники могут быть лишены права занимать свою должность на срок до трех лет.

Существуют также статьи о разглашении служебной тайны, касающиеся защиты участников судебных процессов, органов полиции и надзорных структур.

Подытоживаем

  1. Ключевой особенностью Service Confidential является то, что не подлежащая разглашению информация касается работы государственных и муниципальных органов. В связи с тем, что правовые механизмы выявления служебной тайны и работы с ней не нашли должного отражения в действующем законодательстве, единой классификации служебной тайны не существует.
  2. Это действительно служебная тайна:
    • Частная или юридическая «чужая тайна», в той мере, в какой ею обладают сотрудники государственных структур,
    • служебная информация о работе государственных и муниципальных структур. Не является государственной тайной, но имеет ограничения по доступу в соответствии с внутренними документами.
    • Исследовательская и судебная тайна.
  3. Некоторые исследователи-юристы различают налоговую, врачебную тайну и тайну, относящуюся к определенным категориям, в том числе к реестру брачного состояния населения. Информация, направленная на обеспечение безопасности жизни, здоровья населения, реализацию его прав и свобод, не является официально конфиденциальной.
  4. Защита служебных бумаг заключается в подписании соответствующих неконфиденциальных документов при приеме на работу. Также применяются технические и организационные меры защиты. В Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены статьи, предусматривающие наказание за недобросовестных сотрудников и разглашение конфиденциальной информации.

Служебная информация

Для целей настоящего Федерального закона конфиденциальная информация — это не подлежащая разглашению информация об издателе и издаваемых им акционерах, а также о лицах, владеющих ею в силу служебного положения, обязанностей или заключенных с издателем договоров. Эта информация выгодно отличается от информации других субъектов рынка мобильной связи.

22. 04. 96 Федеральный закон от N 39-ФЗ, ст. 31.

Словарь правовых понятий. — Аналитический вестник Федерального Собрания РФ. № 22. 1997.

Нужно ли разрешить игру ⚽ тест?

  • Служебная или коммерческая тайна [в гражданском праве].
  • Служебное оружие

Смотреть что такое «Служебная информация» в других словарях:

  • Служебная информация — согласно российскому законодательству, не подлежащие огласке сведения об издателе и беспристрастности, с которой он издал изложение, заключившем трудовое обязательство или договор, в соответствии со служебным положением. … Экономический словарь
  • Служебная информация — информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну. Определяется служебным перечнем государственных держателей, устанавливаемым в государстве и распространяемым среди органов государственной власти и управления … … … Руководство технического переводчика.
  • Служебная информация на мобильном рынке рынка — (греч. office информация на рынке ценных бумаг) непубличная информация об издателе и выпуске им акций, выпускаемых на территории Российской Федерации, которую сообщает лицо, занимающее служебное положение, лицо, по долгу службы … … … Юридическая организация …
  • Служебная информация в конце страницы — [Л. Г. Суменко. Англо-русский словарь по информационным технологиям. м.: ГП ЦНИИС, 2003.] Информационные технологии вопросы общие EL экспозиция … Руководство технического переводчика.
  • Служебная информация в доверительном управлении — 2. 11. служебная информация. Служебная информация для целей настоящей Директивы — это информация, которая не является общедоступной и ставит лицо, владеющее ею, в служебное положение, обязанность или иное … … … Официальные термины.
  • Официальная информация — (для целей Федерального закона № 39) непубличная информация об эмитенте и его выпущенных акциях. Лицо, занимающее служебное, профессиональное или должностное положение. Заключенные им договоры. …. … Энциклопедия российского и международного налогообложения
  • Служебная информация — в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О приобретении ценных бумаг» — непубличная информация, ставящая лицо в привилегированное положение в силу занимаемой должности, выполняемой функции или заключенного договора. Ведение и архивирование дел по терминам и определениям.
  • Официальная информация — непубличная информация об эмитенте и акциях, выпускаемых компанией-эмитентом. Официальная должность, функция или договор, заключенный с эмитентом, который ставит эмитента в привилегированное положение. . . . … … Рынки ценных бумаг. Глоссарий основных терминов и понятий.
  • Информация об услугах ограниченного распространения — В соответствии со сводом правил обращения с информацией об услугах ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1994 г. № 2, 1233, — несекретная … … … … Ведение и представление дел в терминах и определениях.
  • Служебная информация ограниченного распространения — неконфиденциальная информация, относящаяся к деятельности ПС РФ, распространение которой ограничено служебной необходимостью (помечена для служебного пользования) … Пограничный словарь
Советуем прочитать:  Ипотека Сбербанка “Программа реновации”

Служебная информация это

1 Общие положения.

1.1. настоящее положение определяет общий порядок обращения с документами и иными материальными носителями информации (далее — документы), в том числе со служебной информацией, которые распространяются исключительно в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных органах по контролю за использованием атомной энергии и уполномоченных органах. космической деятельности, а также предприятиям, учреждениям и организациям, относящимся к данной категории (далее — «организации»). За,

(см. постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 740, от 18 марта 2016 г. N 214)

(см. предыдущие версии текста).

Требования настоящего Положения распространяются на процессы, связанные с иными материальными носителями официальной информации, распространение которых ограничено (например, фотографии, кинофильмы, видео- и аудиокассеты, компьютерные носители информации).

Правила не распространяются на процесс обработки документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

1. 2. служебная информация ограниченного распространения — несекретная информация, относящаяся к деятельности организации, ограниченного распространения, обусловленная производственной необходимостью, а также приобретенная учреждением нерегламентированная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20. 02. 2016 N 123)

(см. предыдущие версии текста).

1. 3 К официальной информации ограниченного распространения не могут быть отнесены

Законодательные акты, определяющие правовой статус государственных органов, организаций и общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан и порядок их применения,

Информация о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрогенная, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-заключительная и иная информация, а также информация о населенных пунктах, гражданах, широких слоях населения и иная информация,

Описание структуры административного органа, его обязанностей, секторов, форм деятельности и адреса,

порядок рассмотрения и разрешения заявлений и обращений граждан и юридических лиц,

решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке; и

сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, состоянии экономики и потребностях населения,

В открытом фонде библиотеки, информационной системе организации хранятся документы, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

(в ред. постановления Правительства РФ от 06. 08. 2020 n 1186)

(см. предыдущие версии текста).

Сведения, содержащиеся в архивных документах Архивного фонда (информация и документы, за исключением доступа к законодательству Российской Федерации).

(абзац введен постановлением Правительства Российской Федерации от 06. 08. 2020 n 1186)

1. 4. документы (а при необходимости и проекты), содержащие официальную информацию ограниченного распространения, имеют гриф «для служебного пользования

1. 5. руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа в области использования атомной энергии и уполномоченного органа в области космической деятельности в пределах своей компетенции принимает решение о

(см. постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 740, от 18 марта 2016 г. N 214)

(см. предыдущие версии текста).

Категории сотрудников, уполномоченных характеризовать служебную информацию как информацию ограниченного доступа,

процесс передачи служебной информации ограниченного доступа в другие органы и организации,

процесс снятия пометки «для служебного пользования» с субъектов информации ограниченного доступа.

Организация защиты служебной информации ограниченного доступа.

1. 6. работники, принявшие решение об отнесении служебной информации к информации ограниченного распространения, несут ответственность за обоснованность своего решения и обязаны соблюдать ограничения, предусмотренные пунктом 1. 3 настоящего положения.

1. 7. служебная информация ограниченного распространения не разглашается без разрешения должностного лица (рассредоточения).

1. 8. за разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также за нарушение порядка обработки документов, содержащих такую информацию, государственные служащие (работники агентства) могут быть привлечены к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.

1. 9. в случае принятия Клиринговым советом решения о дальнейшем использовании служебной информации ограниченного распространения уполномоченного органа по управлению использованием индивидуальной энергии, уполномоченного органа по космической деятельности, организации, если федеральный орган исполнительной власти ликвидирован,

(см. постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 740, от 18 марта 2016 г. N 214)

(см. предыдущие версии текста).

Служебная тайна, служебная информация и информация для внутреннего пользования

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — 149-ФЗ) устанавливает, что ограничения доступа к информации устанавливаются федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья. прав и законных интересов других лиц, а также в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. На практике ограничения на доступ к информации могут устанавливаться подзаконными актами. Таким законом является «Положение о порядке обращения со служебной информацией, распространяемой исключительно в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных органах по контролю за использованием атомной энергии» (утв. постановлением Правительства РФ № 1233 от 11 марта 1994 года). Согласно пункту 1.2 Положения, к служебной информации ограниченного распространения относится неконфиденциальная информация о деятельности организации, распространение которой ограничено служебной необходимостью. Основным недостатком данного определения является то, что определение официальной информации ограниченного распространения очень расплывчато, так как категория «служебная необходимость» не определена ни в законодательстве, ни в юридическом образовании и может трактоваться максимально широко. Это связано с тем, что критерием отнесения той или иной информации к официальной информации ограниченного распространения является не конкретный объективный фактор, а субъективная категория — «служебная необходимость».

Действующее законодательство определяет отдельные категории, близкие к понятию «служебная тайна». Например

2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (статьи 11 и 27 — служебная информация),

Трудовой кодекс Российской Федерации, № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (ст. 81 — Служебная тайна),

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (ст. 13, 14 — служебная информация),

Федеральный закон № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 г. «Об обязательном экземпляре документов» (преамбула — служебная тайна),

Федеральный закон № 193-ФЗ от 12 августа 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» (ст. 28 — служебная тайна),

Федеральный закон № 86-ФЗ от 7 мая 1996 г. «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (ст. 10 — служебная тайна),

Федеральный закон № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» (статьи 3, 4 и 9 — служебная тайна),

Федеральный закон № 114-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ст. 7, 17 — служебная информация),

Федеральный закон № 10-ФЗ от 1 августа 1998 г. «О государственном регулировании развития авиации» (ст. 7 — служебная тайна),

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (статьи 90 и 92 — официальная информация),

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (ст. 31 — служебная тайна),

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственных служащих Российской Федерации» (статьи 17, 18, 24 и 37 — официальная информация),

Федеральный закон от 3 февраля 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст. 12, 14 — официальная информация),

Приказ Роспатента РФ от 12 января 2000 г. № 248 «Об утверждении порядка ознакомления с содержанием научно-исследовательских работ и научных разработок, выполняемых в системе Роспатента (ПН-5-2000)» (п. 2. 19 — Служебная информация),

Приказ Минкомсвязи России от 9 февраля 2011 г. № 221 «Об утверждении требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, в том числе о необходимости обработки в этих системах служебной информации, ограниченной в обороте» (ст. 1 — служебная информация, ограниченная в обороте).

Исходя из анализа вышеуказанных нормативных правовых актов, представляется возможным дать следующее определение служебной тайны Это информация, которая не относится к государственной тайне и может быть получена и доступна государственным органам или органам местного самоуправления. Она ограничена в соответствии с федеральным законом в интересах других лиц. Если понимать служебную тайну таким образом, то к ней относятся все иные виды информации ограниченного доступа, имеющиеся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления (кроме государственной тайны).

Если нормативно не определено понятие «служебная информация», то она используется как в нормативных правовых актах, регулирующих порядок предоставления государственных услуг и услуг органов местного самоуправления, так и в документах, определяющих детали инвестиционных отношений.

В литературе представлены различные подходы к разграничению служебной информации и служебной тайны. С учетом состава, характера и института сведений, подлежащих засекречиванию. Однако концептуально-тематической основой дискуссии является определение того, является ли официальной информацией только информация, полученная в рамках официальных правоотношений в публично-правовом смысле, либо категория «официальная информация» распространяется на информацию, полученную Информация, полученная в рамках гражданских правоотношений.

Статья 9 149-ФЗ запрещает «ограничение доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и об использовании бюджетных средств (за исключением государственной или служебной тайны)». Принцип открытости информации о деятельности органов государственной власти развит в Федеральном законе от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» и Федеральном законе от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Под информацией о деятельности таких органов понимается информация, созданная и полученная этими органами. Деятельность. Хотя ни в одном из законов не используется термин «официальная информация», информация, регулируемая этими законами, несомненно, является официальной, и эти законы декларируют принцип открытости этой информации, а также содержат множество конкретных гарантий доступности.

Таким образом, можно попытаться провести разделительную линию между официальной информацией и официальной тайной. С точки зрения юридического образования это не вызывает сомнений: мало кто из экспертов сомневается в том, что информация, являющаяся формально конфиденциальной, входит в общую категорию «официальной информации». Однако существуют проблемы на юридическом и правоприменительном уровне. Как уже говорилось выше, в юридических действиях часто пытаются смешать эти категории и распространить статус конфиденциальности на всю официальную информацию.

Действующее законодательство Российской Федерации практически не регулирует вопрос обеспечения конфиденциальности информации, а не иных тайн, образующихся в процессе деятельности частных (коммерческих и некоммерческих) организаций и охраняемых законом — государственных, коммерческих, должностных (сведений, полученных в рамках служебных правоотношений по смыслу публичного права в смысле) и т.д. Такая информация может быть названа «информацией для внутреннего пользования».

Следует отметить, что доступ к информации может быть ограничен собственником при реализации полномочий, предусмотренных пунктом 6 статьи 6 149-ФЗ. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 6 149-ФЗ владелец информации может защищать свои права определенными законом способами в случае неправомерного получения или неправомерного использования информации другими лицами. Лицо.

Представляется возможным сформулировать основные признаки, характеризующие информацию внутреннего пользования.

Информация любого характера, не являющаяся иначе конфиденциальной, охраняемой законом,Информация неизвестна третьим лицам.Третьи лица не имеют свободного доступа к информации в силу закона

Противоправные действия, связанные с информацией, нарушают права и законные интересы владельца такой информации

Информация подлежит ограничению доступа со стороны обладателя такой информации.

Возможность использования для ограничения доступа к информации иного режима, чем режим коммерческой тайны, косвенно подтверждается статьей 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная норма предусматривает, что обладатели информации, составляющей коммерческую тайну, обязаны принимать «разумные меры по сохранению ее конфиденциальности, в том числе устанавливать режим коммерческой тайны». Таким образом, у владельцев коммерческой тайны есть широкий спектр способов защиты своей ограниченной информации, не ограничивающийся ситуациями с коммерческой тайной. Одной из таких «разумных мер» может быть введение режима информации для внутреннего пользования.

Пункт 3 части 4 статьи 6 149-ФЗ определяет обязанность держателей информации принимать меры по ее защите. Эта обязанность корреспондирует праву на ограничение доступа к информации (статья 1, часть 3 статьи 6, пункт 3 статьи 149-ФЗ). Следовательно, для надлежащей реализации своих прав обладатель информации должен установить режим информации внутреннего пользования, представляющий собой систему правовых, организационных и технических мер по обеспечению конфиденциальности информации внутреннего пользования.

Информация ограниченного доступа

Информация ограниченного доступа

Для обеспечения высокого уровня защиты интересов граждан, бизнеса, органов местного самоуправления, федеральных органов власти и государства законодатели постоянно работают над совершенствованием правовой базы и механизмов регулирования вопросов защиты информации. Одним из наиболее важных вопросов является разделение общедоступной информации и информации, доступ к которой ограничен. Последнее подразумевает установление особых условий использования для сохранения конфиденциальности и предотвращения несанкционированной обработки, хранения или распространения.

Если ваша деятельность связана с банковской деятельностью, услугами или другими видами тайны, вам необходимо четко понимать, какие требования предъявляются федеральным законодательством. Нарушение требований всегда карается штрафами или другими санкциями.

К сожалению, существующая правовая база в этой области неполна, так как существует ряд документов, которые дополняют или отрицают друг друга. Данный обзор дает возможность понять, какая информация относится к информации ограниченного доступа. Он также разъясняет классификацию и уточняет понятие конфиденциальности информации.

Правила и запреты, касающиеся банковских операций, проверок и персональных данных. Они приняты в целях защиты основ Конституции РФ, принципов нравственности, здоровья и прав других лиц, обеспечения обороноспособности и интересов страны.

Что собой представляет информация с ограниченным доступом: закон ФЗ-149

Более 15 лет в России действует федеральный закон, регулирующий основные аспекты управления информацией различных категорий; ФЗ-149, изданный 27 июля 2006 года, предусматривает сбор и разделение информации по возможностям ее обработки. Общедоступная информация — это информация, которую граждане или компании могут найти и использовать по своему усмотрению (хотя ее распространение регламентируется установленными нормативно-правовыми требованиями). Понятие информации ограниченного доступа, напротив, определяется российским законодательством как данные, использование и распространение которых ограничено. Право доступа к ним предоставляется определенным категориям лиц на четко определенных условиях, а за нарушение правил предусмотрены серьезные санкции.

Советуем прочитать:  Купить отсрочку на один призыв в Саратове

Существуют различные причины для отнесения определенных категорий информации к информации ограниченного доступа (например, государственная тайна, служебная тайна). Они подробно описаны в статье 10 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Согласно этому документу, ограничения накладываются на

  • поддержание территориальной целостности государства; и
  • поддержание правопорядка
  • предотвращение преступных деяний,
  • обеспечение защиты прав и свобод граждан и организаций; и
  • предотвращение несанкционированной передачи конфиденциальной информации третьим лицам; и
  • обеспечение беспристрастности системы правосудия.

Согласно действующему законодательству, лица, работающие с конфиденциальной информацией, обязаны соблюдать конфиденциальность.

Зачастую предприниматели и компании сталкиваются с трудностями при организации своей деятельности из-за неполного и неточного понимания природы понятия «конфиденциальность». В данном случае речь идет не только о различных видах информации и коммуникации, но и о правовом статусе. Это означает, что содержание конфиденциальной информации может быть разным, а требования режима распространяются и на новые данные. Ключевыми особенностями этого правового режима доступа являются

  • Свобода передвижения становится невозможной,
  • высокая значимость данных для определенных категорий людей,
  • разработка и внедрение гарантий и мер по предотвращению мошенничества со стороны субъектов, не уполномоченных на использование конфиденциальной информации.

К видам информации, доступ к которой ограничен, относятся служебная информация, государственная информация и десятки других видов конфиденциальной информации, и в работе с ней есть ряд тонкостей.

  1. Правовым основанием для предоставления конфиденциальной информации третьим лицам является окончательное решение суда.
  2. Защита информации, полученной гражданами в ходе их профессиональной деятельности, необходима только в том случае, если эти граждане официально обязаны сохранять конфиденциальность.
  3. Что касается предоставления гражданином той или иной информации, характеризующейся как общественная тайна, то ограничение срока исполнения обязательства по сохранению конфиденциальности возможно только при наличии письменного согласия субъекта.
  4. Любые действия, для которых ограничивается доступ к данным (например, идентификатор НДС, домашний адрес, условия трудового договора, количество и дата выдачи сертификатов), должны быть согласованы с владельцем. В случае нарушения требований к обработке и защите персональных данных физическое лицо, работник или юридическое лицо могут быть привлечены к административной (штрафы) или уголовной ответственности. При любых манипуляциях с персональными данными необходимо в первую очередь руководствоваться положениями Федерального закона — 152. Этот закон определяет, кто имеет право доступа к персональным данным, какие обязанности возлагаются на операторов и что они должны делать для обеспечения безопасности информации.
  5. Запрещено приобретать членов семьи или лиц, имеющих отношение к личной тайне, и получать их в обход его мнения.
  6. Сотрудники правоохранительных органов имеют право не предоставлять информацию, если их об этом попросили в ходе исследования или научной работы.
  7. Документированные данные могут быть охарактеризованы как общедоступная информация или информация с ограниченным доступом. Если они относятся ко второй группе по классификации, то подразумевают особый режим получения, хранения, копирования, дополнения, распространения или уничтожения.

Какая информация считается конфиденциальной

В контексте рассматриваемой темы естественно задать вопрос об определении понятия «секретная информация». Четкого описания самого понятия в законодательстве Российской Федерации нет, но есть перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, в Указе Президента РФ № 188, подписанном 06. 03. 1997 года. В документе указано, что к этой категории относятся следующие сведения

  • Относятся к тайне следствия и судопроизводства, а также к лицам, которым предоставляется государственная защита в соответствии с ФЗ-119.
  • Относятся к частной жизни лиц (событий, ситуаций и явлений), за исключением данных, которые являются предметом СМИ в контексте юридических правоотношений.
  • Операции, на которые они ограничены статьями российского законодательства, относятся к категории служебных материалов.
  • Они относятся к сущности полезных моделей, изобретений или промышленных планов к моменту публичного опубликования и патентования.
  • Они относятся к категории врачебной, адвокатской и иной профессиональной тайны, использование которой осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными Федеральным законом и Конституцией РФ.
  • Они характеризуются как коммерческая тайна.

При решении проблемы рабочих процессов с ограниченным доступом информации к бизнесу следует также обратить внимание на понятие конфиденциальности, определенное в Федеральном законе № 149. сторон без официального согласия собственника. Учитывая неоднозначность формулировки, очевидно, что организациям или индивидуальным предпринимателям необходимо разработать конкретные определения для использования во внутренних документах, чтобы избежать нарушений закона и обеспечить высокий уровень безопасности работы с данными.

Сведения, доступ к которым должен быть беспрепятственным

Понятия ограниченной информации и перечни видов тайн, а также сведения, которые распространяются и вводятся в действие, являются законными (Федеральный закон № 149). Ограничения не допускаются в отношении

  • статистических данных о загрязнении воздуха, температурных показателях и другой информации, касающейся состояния окружающей среды,
  • отчетов местных и федеральных органов власти, включая информацию об использовании финансовых ресурсов, помимо сведений, отнесенных к служебной или государственной тайне; и
  • Нормативно-правовая база, регулирующая права, обязанности, свободы граждан, положение бизнеса, ответственность государственных служб и их взаимоотношения, регулирующая их взаимоотношения,
  • Библиотечные, музейные и архивные фонды, изначально созданные для предоставления информации гражданам,
  • другая информация по отдельным отраслям, в частности, о работе некоммерческих организаций и АО.

Информация с ограниченным доступом: понятие и виды (основные)

Особенностью российского законодательства в области информационной безопасности является наличие множества законодательных и подзаконных актов, посвященных одному и тому же вопросу, но рассматриваемых с разных сторон. Так, одни и те же данные могут быть отнесены к разным видам тайн в зависимости от обстоятельств.

Существуют десятки различных типов секретов, поэтому рассмотрим самые основные из них

  1. Коммерческая тайна — все, что относится к техническим, экономическим, производственным и организационным аспектам деятельности компании, включая изобретения.
  2. Служебная тайна — ограниченная информация, использование которой регулируется Гражданским кодексом, Указом Президента № 188 и Постановлением Правительства № 1233.
  3. Государственная тайна — это совокупность сведений, относящихся к внешнеполитической, экономической, научно-технической, бытовой и военной сферам. Индивидуальная информация — сведения, касающиеся террористических угроз, разведки, шпионажа и предотвращения действий правоохранительных органов.
  4. Конфиденциальность банковских вкладов — номера счетов, операции, суммы вкладов, история неденежных платежей.
  5. Конфиденциальность врача — пациента — информация о наличии психического заболевания, ходе лечения, прогнозе на выздоровление, фактах и деталях стационарного лечения в специализированных учреждениях.
  6. Личная тайна — личная информация, которой имеют право обладать только граждане.
  7. Страховая тайна — детали договора страхования, например, размер вознаграждения, условия документа, состояние здоровья клиента и т. д.
  8. Медицинская тайна — данные из медицинских конвертов, события по поиску медицинской помощи (в том числе экстренной), при наличии хронических заболеваний, ЭКО, результаты испытаний.
  9. Журналистская тайна — информация о невзрослых гражданах, полные имена, другие личные данные.
  10. Следственная и судебная тайна — материалы предварительных исследований, тайна процесса.
  11. Аудиторская тайна — информация, сообщения, документы, полученные в ходе проверок организаций и индивидуальных предпринимателей.
  12. Привилегия адвоката — клиента — все, что связано с процессом оказания услуг клиенту.
  13. Налоговая тайна — размер и регулярность платежей, наличие задолженностей и т. д.
  14. Религиозная тайна — информация о религии и ее неприятии, мониторинг церковных или иных служб, финансовая поддержка храмов, обучение в иерархии.

Другие категории информации ограниченного доступа

Другие виды данных, на загрузку, использование и распространение которых накладываются ограничения.

  • Ломбард,
  • Общение,
  • Усыновление,
  • Намерение,
  • Омологация,
  • Конференция судей,
  • Арбитражный процесс,
  • их защищаемых лиц и их имущественных прав,
  • Личные вопросы,
  • Специальные предложения,
  • Медиация,
  • Проектные решения,
  • Кредитная история,
  • Члены саморегулируемых организаций,
  • Конфиденциальные данные,
  • Инвентарные данные и т. д.

Многие из перечисленных категорий являются рудиментарными и пересекаются с другими типами секретов или являются частными случаями.

Сведения, составляющие служебную тайну

В процессе своей деятельности государственные служащие могут иметь доступ к конфиденциальной информации, которая не предназначена для распространения среди неопределенного круга лиц. Иными словами, они получают информацию, относящуюся к категории служебной тайны. Разглашение такой информации может привести не только к увольнению, но и к ответственности по нормам Уголовного кодекса или КоАП РФ (Закона об административных правонарушениях).

Что такое служебная тайна: определение

Более четко суть этого термина раскрывается в Указе Президента РФ. Согласно вышеупомянутому нормативному кодексу (п. 3), служебная тайна — это информация, доступ к которой ограничен государственным органом. Это ограничение определяется требованиями, содержащимися в федеральном законодательстве и Гражданском кодексе РФ. А защищаемая информация непосредственно связана с деятельностью конкретного государственного органа.

В законе нет подробного определения того, что такое профессиональная тайна. Ряд различных нормативных актов регламентирует их соблюдение работниками, назначенными на должность по профессиональному признаку. В частности, статья 37 Федерального закона «О государственных служащих» (Закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года) гласит, что разглашение охраняемой законом тайны является основанием для расторжения служебного контракта с гражданским служащим. Трудовой кодекс также специально предусматривает увольнение по этой причине. Статья 81 Трудового кодекса предусматривает, что работник может быть уволен по инициативе руководства в случае разглашения им служебной тайны, в том числе персональных данных другого работника.

Сведения, составляющие служебную тайну

Согласно Указу Президента РФ188 , служебная тайна относится к категории конфиденциальных сведений. Это означает, что лица, имеющие законный доступ к конфиденциальной информации, не могут разглашать известные им сведения посторонним лицам без согласия владельца конфиденциальной информации.

Официальная информация и служебная тайна — родственные понятия в отношении официальной информации, распространение которой ограничено. Об этом говорится в Положении от 11 марта 1994 г. № 1233, утвержденном Правительством Российской Федерации «О порядке обращения с такой информацией в федеральных органах исполнительной власти». Ориентируясь на этот документ, можно сделать вывод, что к служебной тайне относятся следующие сведения

  • Информация о деятельности государственных органов (если передача такой информации третьим лицам ограничена служебной необходимостью).
  • Несекретная информация, полученная от федеральных органов, но доступ к которой ограничен законом.

Например, официальная конфиденциальная информация о деятельности организации может касаться ее структуры, заключения контракта или данных руководителя государственного органа. Эта информация имеет пометку «для служебного пользования». Второй тип служебной тайны может быть представлен конфиденциальностью при приеме на работу. Об этом становится известно реестру или комиссии, а также комитетам и комиссиям.

Основные отличия от других видов тайн

Очень сложно провести различие между служебной и профессиональной тайной. Главное отличие заключается в том, что получателем конфиденциальности является сотрудник конкретного государственного органа, от которого она была получена при выполнении работы. Например, если врач узнает о диагнозе пациента во время лечения, то эта информация является (профессиональной) тайной врача, независимо от того, в какой структуре он работает. А если данные о болезни гражданина запрашивает следователь по поводу описания преступления, то они являются тайной сотрудника следственного органа.

Аналогично различают служебную и коммерческую тайну. Коммерческая тайна имеет коммерческую ценность, и компания сама определяет, что в нее входит. Если сведения, полученные компанией, становятся известны государственным органам (налоговым органам при проверке), то они являются служебной тайной сотрудника. Только государственные органы характеризуют их как служебную тайну. Сотрудники коммерческой структуры ею не владеют.

Государственная и служебная тайны — это разные понятия. Если служебная тайна охраняется для защиты естественных или юридических интересов, то государственная тайна призвана защитить страну в целом, обеспечить ее безопасность и существование на карте мира. Для государственной тайны был издан отдельный закон, 5485-1 от 21.07.1993, который регулирует основные вопросы в этой области; законопроект о служебной тайне находится в стадии разработки.

Ответственность за разглашение служебной тайны

Поскольку служебная тайна является конфиденциальной информацией, за ее разглашение сотрудники могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 13.14 Кодекса об административных правонарушениях. Это правонарушение влечет за собой штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей.

Конфиденциальность услуг также защищается Уголовным кодексом. Например, статья 155 УК РФ устанавливает ответственность за разглашение тайны усыновления сотрудниками. Помимо прочего, вам грозит штраф до 80 000 рублей, арест до четырех месяцев и лишение свободы до одного года.

Более полную информацию по этому вопросу можно найти на сайте КонсультантПлюс. Бесплатный пробный доступ к системе на 2 дня.

Тема 4. Основные положения в теории Информационной Безопасности.

Значение.Конфиденциальная, конфиденциальная и другие виды информации. Конфиденциальная информация — сведения, которые не могут быть переданы от лица, получившего определенные данные, третьим лицам без согласования с правообладателем.Декрет № 188 от 06. 03. 1997.Определяет следующую информациюКонфиденциальность.(включает в себя Закон о персональных данных); 2. составная информацияКонфиденциальность расследований и судебных разбирательств.3. информацияЗащищаемые лица и меры государственной защиты.(Закон о защите свидетелей).4.Конфиденциальность.(адвокатская тайна клиента, врачебная тайна, нотариальная тайна).5.Коммерческая тайна.6. информация.о характере изобретения, полезной модели или промышленного планадо обнародования любой официальной информации о нем.7.Конфиденциальная информация: — Информация, составляющая государственную тайну — информация, полученная из определенной генетической собственности, т.е. конфиденциальная информация, также может быть конфиденциальной информацией.8.Открытая информация.(на распространение и использование такой информации не накладывается никаких ограничений).

Виды тайн.

В настоящее время в российском законодательстве отсутствует общее юридическое понятие конфиденциальности. Частная тайна: информация о личной жизни, семейные тайны, конфиденциальные электронные письма, тексты, конфиденциальные телефонные разговоры, конфиденциальное голосование, тайна усыновления. Профессиональная тайна (нет четкого определения: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна) — конфиденциальная информация, охраняемая законом. Тот, кто доверяет эту информацию лицу или которая стала известна лицу в связи с исполнением им профессионального долга или ее получение может причинить вред другому лицу, предоставляет ему право на ее защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 139 Уголовного кодекса РФ информация признается коммерческой тайной, если: 1) она неизвестна третьим лицам и поэтому имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность; — 2) она не входит в перечень информации, доступ к которой может быть ограничен, а информация, характеризующаяся как государственная тайна 3) к ней нет свободного доступа на законном основании; 4) владелец информации должен принять все меры для защиты ее конфиденциальности. Служебная тайна — информация о деятельности государственных органов и их сотрудников представляет государственный, а не коммерческий интерес. Информация, полученная от государственных органов в рамках выполнения ими своих обязанностей. Государственная тайна (в соответствии со статьей 2 «Государственная тайна») — охраняемая государством информация в военном секторе,Тайна частной жизни. — Статьи 137, 138, 142, 155 Уголовного кодекса Российской Федерации Статьи 23, 24 Конституции Российской Федерации, Статья 239 Российской Федерации Статья 139, Статьи 2, 4. 5, 10, Часть 1, Статья 11 Российской Федерации Статья 139, Статья 119 Федерального закона от 20 февраля 1995г. 24-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных организациях».Конфиденциальность. — Статьи 946, 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 155 Уголовного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (статья 26).Коммерческая тайна.. Конституция Российской Федерации (ст. 34) — Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 139) — Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 183) — Федеральный закон «О защите информации, информационных технологий и информации» (ст. 8, 10, 10, 10, 10, 10, 21) — Федеральный закон «О средствах массовой информации» (ст. 4, 20, 40, 41, 58). Таможенный кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) (ст. 16, 158, 161, 167, 186, 286, 287, 344) — Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, не являющихся коммерческой тайной» и многие другие правовые акты.‘Служебная информация’. — Официальная информация государственных служащих («Федеральный закон об основных органах государственной службы Российской Федерации», ст. 10, 11) — Официальная информация Правительства Российской Федерации («Федеральный конституционный закон о Правительстве Российской Федерации «27) — Официальная информация органов местного самоуправления («Федеральный закон об основных органах муниципальной службы Российской Федерации», ст. 11). иные нормативные правовые акты.Государственная тайна. — Статья 2 Федерального закона РФ «О государственной тайне».

Советуем прочитать:  Отключили свет за неуплату — что делать

Нормативная база работы с конфиденциальными документами

Отдаем журнал бесплатно!

149-ФЗ от 27. 07. 2006 г. Согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» («Закон об информации»), информация, циркулирующая в обществе, подразделяется на общедоступную и информацию ограниченного доступа. Закон также предусматривает, что ограничения доступа к информации устанавливаются только федеральным законом (§ 5(2)).

Закон об информации подразделяет информацию в зависимости от процесса, посредством которого она предоставляется или распространяется (Статья 5).

1) на свободно распространяемую информацию,

2) в информации, предоставляемой по договору лицами, участвующими в соответствующих отношениях; и

3) в информации, которая в соответствии с федеральным законом подлежит регулированию или распространению; и

4) в информации, распространение которой в Российской Федерации ограничено или запрещено.

В соответствии с законодательством Российской Федерации информация ограниченного доступа может составлять государственную тайну или конфиденциальную информацию.

Информация, относящаяся к государственной тайне.

К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, финансовой, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Отнесение сведений к государственной тайне, их рассекречивание или рассекречивание, а также отношения, возникающие в связи с их защитой в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 2 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями на 1 декабря 2007 года).

Конфиденциальная информация и ее виды

Определение понятия «конфиденциальность информации» дано в Законе об информации. Конфиденциальность информации — это требование, которое должно быть выполнено для того, чтобы лицо, имеющее доступ к определенной информации, не передало эту информацию третьим лицам без его согласия». ‘Согласие собственника’.

Вид конфиденциальной информации определяется Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1997 г.188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (ред. от 23 сентября 2005 г.). Включает в себя:.

1. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в случаях, предусмотренных федеральным законом, которые могут быть использованы для установления личности гражданина

2. сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

3. служебная информация, доступ к которой ограничивается органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством (служебная тайна).

4. сведения, относящиеся к профессиональной деятельности, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений). )

5. информация, относящаяся к коммерческой деятельности, доступ к которой ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом (Коммерческая тайна)

6. сведения о содержании изобретения, полезной модели или промышленного образца до их официального опубликования.

■ Персональные данные, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г.152-ФЗ «О персональных данных» — это информация о фамилии, имени, прозвище, годе, месяце, дате рождения, адресе, семейном, социальном, имущественном положении, образовании, воспитании, образовании, образовании, воспитании, образовании, воспитании и педагогах. Род занятий, доходы и другая информация. Закон предусматривает следующие виды информации: федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, муниципальные образования, муниципальные образования, не входящие в муниципальную систему, юридические лица, физические лица или физические лица, независимо от того, автоматизированы они или используются.

Закон об информации (статья 11) регулирует сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни и информации, нарушающей неприкосновенность личной жизни, семейной жизни, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений лиц. Согласие только на основании судебного решения.

Процесс обработки персональных данных в рамках трудовых отношений определяется Федеральным Трудовым кодексом РФ (глава 14). Работники и их представители должны быть ознакомлены с организационными документами, определяющими порядок обработки данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Положения о неразглашении персональных данных содержатся также в Федеральном законе от 15 ноября 1997 года 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (ред. от 18 июля 2006 года), статья 12 которого гласит, что персональными данными являются сведения, известные работникам службы регистрации семьи в связи с государственной регистрацией семейного положения, персональными данными являются и конфиденциальные категории информации, доступ к которым ограничен и которые не подлежат разглашению.

Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 137) предусматривает уголовную ответственность за незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих личную или семейную тайну, либо за распространение этих сведений в общедоступных проектах или в средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причиняют вред правам и законным интересам граждан.

Конфиденциальность расследований и судебных процессов. Положения о недопустимости опубликования данных следствия закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. ‘не связанные с нарушением прав и законных интересов участника расследования и разглашением данных о частной жизни участника уголовного судопроизводства без его согласия’ (ст. 161, ч. 1 и 3).

Ответственность за разглашение данных предварительного расследования прокурором, следователем или лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимом разглашении, если оно совершено без согласия лица, проводившего расследование.

Официальная информация ограниченного доступа (служебная тайна). Указ Президента РФ от 06. 03. 1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений, составляющих служебную тайну» (с изменениями от 23 сентября 2005 г.) определяет служебную тайну как служебную информацию. Российская Федерация и Федеральный закон.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03. 11. 1994 № 1233 «Об утверждении Положения о процессе обработки служебной информации ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти», которое Процесс обработки В Положении о порядке обработки служебной информации ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти под служебной информацией ограниченного распространения понимается несекретная информация об организационной деятельности, ограничения на распространение которой определяются потребностями должностного лица. Положение предусматривает, что документы, содержащие служебную информацию ограниченного распространения (и, при необходимости, их планы), должны иметь пометку «для служебного пользования». Положение также устанавливает порядок создания и учета документов ограниченного распространения и организацию документооборота.

Информация, связанная с профессиональной деятельностью: медицинская, нотариальная, юридическая тайна, конфиденциальность, телефонные разговоры, почтовые сообщения, телеграфные или иные сообщения и т. д. Процессы обработки и доступа к информации, составляющей профессиональную тайну различных видов, регулируются различными законодательными актами Российской Федерации. Как правило, это законодательные акты, регулирующие отношения в конкретных сферах деятельности. Например, Федеральный закон 63-ФЗ от 31 мая 2002 года «О законах и рекомендациях в Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 2007 года, с изменениями от 12 марта 2007 года) содержит статью 8 «Правовая тайна». От адвоката до его клиента — адвокатская тайна. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля при известных ему обстоятельствах в связи с заявлением, поданным в связи с оказанием юридической помощи или ее предоставлением.

Основные положения Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4462-1 «Об учреждениях нотариата» (в редакции от 18 октября 2007 года) определяют, что. «Нотариусам, как и лицам, работающим в нотариальных конторах, при исполнении ими служебных обязанностей запрещается разглашать сведения и документы, ставшие им известными в связи с их исполнением». За исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами, сведения (документы), связанные с совершением нотариальных действий, в том числе после отставки или увольнения, могут быть разглашены только от имени лица, в интересах которого совершались эти действия, либо могут быть выданы только по постановлению». (Статья 1) 5).

Основной принцип № 5487-1 Федерального закона РФ от 22 июля 1993 года «Об охране здоровья граждан» (с изменениями от 18 октября 2007 года) гласит, что информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе заболевания и другие сведения, полученные при обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. В нем говорится. Информация, составляющая врачебную тайну, не может быть разглашена лицом, которому она стала известна в процессе обучения или при исполнении профессиональных, служебных или иных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункты 1 и 2 статьи 61 Закона о медицине). («Пациент, соблюдающий конфиденциальность»).

Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 25 марта 1998 г. № 30 «О конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну» устанавливает ряд организационных мер по обеспечению защиты сведений, составляющих врачебную тайну.

Федеральный закон № 176-ФЗ от 17 июля 1999 года «О почтовой связи» (с изменениями от 26 июня 2007 года) содержит положения, направленные на защиту конфиденциальности сообщений, т.е. почтовых, почтово-телеграфных и иных сообщений в рамках деятельности Операторы почтовой связи. Конфиденциальность сообщений не будет раскрыта без согласия пользователя услуг почтовой связи. Все почтовые операторы должны обеспечивать конфиденциальность сообщений. Адресные данные пользователей услуг почтовой связи, почтовых отправлений, почтовых переводов, телеграфов и т.д., которые входят в сферу деятельности оператора почтовой связи, и информация конфиденциальных сообщений, касающихся таких почтовых отправлений, переводов, телеграфов и т.д., которая может быть раскрыта только отправителю (получателю) или его представителю (статья 15).

Нарушение тайны связи, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 138) влечет за собой уголовную ответственность.

■ Информация, относящаяся к коммерческой деятельности, доступ к которой ограничен (коммерческая тайна). Коммерческая тайна определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 139) и Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями от 24 июля 2007 года). Закон трактует коммерческую тайну как конфиденциальную информацию, позволяющую ее обладателю в существующих или потенциальных условиях увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить место на рынке товаров, проектов или услуг или получить иную коммерческую выгоду (ст. 3).

Закон «О коммерческой тайне» определяет виды информации, которые не являются коммерческой тайной. Это информация, содержащаяся в учредительных документах юридических лиц и при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствующих государственных реестрах; — информация, содержащаяся в документах, предоставляющих права хозяйственного ведения; — документы, подтверждающие факт содержания информации; — информация о закреплении имущества за отдельными организациями или государственными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также связанная с использования средств бюджета; — информация о загрязнении окружающей среды, пожарной безопасности и охране; — информация о состоянии государственных или муниципальных единичных предприятий или государственных учреждений; — использование средств бюджета государственных или муниципальных единичных предприятий или государственных учреждений и связанных с ними. (Статья 5).

Закон устанавливает для организаций меры по защите документов, содержащих коммерческую тайну, от несанкционированного доступа. Среди прочего, закон устанавливает следующие ограничения на доступ к документам, содержащим коммерческую тайну. ‘Коммерческая тайна.

Сущность изобретений, моделей по вопросам, представляющим общественный интерес до официального опубликования соответствующей информации в соответствии с Указом Президента РФ, или информация о промышленном планировании от 6 июня 1997 года188 также являются конфиденциальной информацией. Меры по защите данного вида информации установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 4).

В.Ф. Янькова, кандидат исторических наук, заместитель директора Вниидада

Статья опубликована в журнале «Секретарский справочник», № 4, 2008.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector